Чем является методика УСК? Уровень субъективного контроля – так расшифровывается данная аббревиатура. Под этим названием понимается специфическая методика тестирования или же диагностики уровня локуса контроля, его интернальности-экстернальности.
Говоря простыми словами, это способ определить, насколько человек готов взять на себя ответственность как за события в собственной жизни, так и за происходящее вокруг него. Это тестирование нередко называют «уровнем субъективного контроля Роттера», по фамилии основоположника данной методики. Однако на практике люди проходят через систему вопросов, разработанных на основе теста Роттера в НИИ имени Бехтерева в конце прошлого столетия.
В чем заключается данная методика?
Классическое исследование уровня субъективного контроля – это тестовый опросник, состоящий из сорока четырех пунктов. Все содержащиеся в нем параграфы разделены или же сбалансированы в соответствии с тремя главными, показательными параметрами:
- интернальность-экстернальность;
- эмоциональные знаки;
- направление атрибуций.
Подобное разделение параграфов оценочного опросника существенно увеличивает достоверность получаемого результата, практически полностью устраняя вариант погрешностей, возникающих по причине кратковременного эмоционального состояния человека или же, говоря проще, настроения.
Интернальность-экстернальность
Что такое интернальность-экстернальность? Это первый вопрос, который задают все, кого интересует тест на уровень субъективного контроля. Под этим понятием скрывается предрасположенность человека к определенной форме контроля над собой и событиями в окружающей реальности.
Само название происходит от двух латинских выражений:
- externus — это слово переводится как «внешний»;
- internus, что означает «внутренний».
Диагностика уровня субъективного контроля задействует это понятие в качестве базового, определяющего. Это означает, что если человек склонен объяснять события, происходящие в его жизни, теми решениями, которые он принимал, совершенными им поступками, то ему свойственен внутренний, или же интернальный, тип контроля.
В том случае, если люди объясняют сложившуюся жизненную ситуацию наличием каких-либо внешних факторов – судьбы, кармы, стечением обстоятельств, счастливыми случайностями, природными явлениями, помощью со стороны других, решениями родителей или начальства, то им свойственен внешний, или же экстернальный, вид осуществления контроля.
Методика исследования уровня субъективного контроля выстроена специфическим образом, но при этом предельно простым. Люди, склонные к интернальной форме осуществления контроля, дают положительные ответы на вопросы. Те же, кто тяготеет к внешнему типу, соответственно, отвечают отрицательно. Те, кому свойственны обе разновидности осуществления контроля, показывают смешанный результат.
Эмоциональные знаки
Эмоциональные знаки – это соотношение между желаниями и возможностями. То есть это реакция на сочетание конкретного побудительного мотива и практических возможностей для совершения каких-либо действий для достижения желаемого.
Соответственно, отрицательные эмоции формируются при столкновении с трудностями или при отсутствии возможностей, а также при необходимости совершать вредные, с точки зрения человека, или же мало интересные ему действия. Положительные же эмоции возникают при благоприятствующих достижению желаемого обстоятельствах и осуществлении при этом полезных, приходящихся по нраву человеку действий.
Когда определяется уровень субъективного контроля, человеку предлагаются к рассмотрению как негативные, так и позитивные ситуации. Таким образом выявляется эмоциональный фон личности.
Направление атрибуций
Под атрибуцией в психологии понимается механизм разумной деятельности, в процессе которого человек объясняет причины, мотивирующие на что-либо других. В народе этому понятию соответствует поговорка «Судит со своей колокольни». Возник этот механизм естественно и является необходимым, поскольку объективной информации, получаемой в процессах наблюдения или общения, бывает недостаточно для социального взаимодействия.
Как же определяется в данном случае уровень субъективного контроля? Методика проста: тестируемому предлагаются вопросы, в которых используются формулировки от третьего лица и от первого. Согласно тому, какие будут ответы, определяется направление мысли, свойственное человеку при составлении мнения о других.
Как обрабатываются результаты?
Чтобы определить уровень субъективного контроля, мало просто ответить на вопросы, нужно дождаться обработки результатов тестирования.
Обработка полученных в результате опроса данных включает в себя несколько этапов:
- по конкретной шкале или же ключу подсчитывается «сырой» обобщенный балл;
- полученные результаты трансформируют в стэны;
- данные стэнов заносят в персональный профиль.
Стэны – это выражение, произошедшее от английского словосочетания standart ten, которое переводится на русский как «стандартная десятка». Другими словами, это центрированная, обобщенная и нормированная оценка, которая складывается в процессе стандартизации имеющихся психофизиологических данных, показателей.
По каким шкалам подсчитываются баллы?
Метод исследования уровня субъективного контроля задействует семь ключей, каждому из которых соответствует своя шкала.
Называются они так:
- ИО — общая интернальность.
- ИД – интернальность достижений.
- ИН – интернальность неудач.
- ИС – интернальность семейных отношений.
- ИП – интернальность производственных отношений.
- ИМ – интернальность межличностных отношений.
- ИЗ – интернальность здоровья и болезней.
Показателей, которые были бы менее или, наоборот, более значимы, тест на уровень субъективного контроля не имеет. Для получения достоверного и полного результата важны все данные без исключения.
Общая интернальность
Эта шкала демонстрирует степень развитости субъективного контроля, присущего человеку. Иными словами, она показывает, насколько опрашиваемый чувствует себя хозяином в той или иной ситуации.
Высокий балл означает, что человек с легкостью берет на себя ответственность за все, что происходит в его жизни и ближнем окружении. Люди, получившие в этом разделе опросника высокие баллы, полагают, что все, что с ними случается или происходит вокруг них, является следствием сделанного выбора, совершенных поступков и принятых решений.
Низкий балл, соответственно, свидетельствует об обратной жизненной позиции. Как правило, невысокие результаты по этой шкале получают фаталисты и люди, глубоко верящие в Бога. Разумеется, и эмоционально незрелые личности, как и те, кто склонен к инфантилизму, также продемонстрируют невысокие результаты.
Разброс оценочного критерия по этой шкале составляет от 0 до 44 баллов.
Интернальность достижений
В этом разделе тест на уровень субъективного контроля демонстрирует, с чем люди связывают свои достижения, как их объясняют.
Большое количество баллов набирают те, кто испытывает уверенность в том, что своими жизненными достижениями они обязаны личностным качествам, полученному образованию, собственным усилиям, разумности принятых решений и осуществленного выбора. В жизни такие люди всегда имеют вполне осязаемую, конкретную цель и план действий, необходимых для ее достижения.
Те же, кто набирает небольшое количество баллов, – мечтатели, представители творческих профессий, лишенные коммерческой жилки и прочие «витающие в облаках» личности. Собственные жизненные успехи, какие-либо достижения такие люди искренне принимают за счастливые случаи, результаты вмешательства высших сил или же чью-то добрую волю. Иными словами, такие люди не склонны принимать на себя ответственность доже за вполне значимые достижения и успехи.
Разброс оценочного критерия по этой шкале составляет от 0 до 12 баллов.
Интернальность неудач
Это весьма специфическая шкала. Она показывает, насколько у человека развито чувство контроля в отношении отрицательных, негативных эмоций, ситуаций, обстоятельств.
Высокие оценочные баллы свидетельствуют о том, что человек склонен принимать вину на себя, а низкие, соответственно, говорят об обратном. Те, кто набирает мало баллов в данном разделе, не просто не признают собственную вину, они еще и перекладывают ее на других людей или же на судьбу, обстоятельства, Небеса.
Разброс оценочного критерия по этой шкале составляет от 0 до 12 баллов.
Интернальность семейных, производственных и межличностных отношений
Что показывают эти оценочные шкалы, ясно из их названий. Принцип толкования результатов в данных разделах задействуется тот же, что и в остальных. Другими словами, чем большее количество баллов набирает опрашиваемый человек, тем большую ответственность он принимает на себя в семейных, производственных и межличностных взаимоотношениях.
Высокий балл, в данном случае говорит не только о готовности отвечать за все происходящее, но и о развитой потребности в осуществлении контроля. Иными словами, высокие результаты демонстрируют люди, склонные к приему важных решений и, в некоторой степени, диктату и тирании.
Разброс оценочного критерия по этим шкалам составляет (в баллах):
- семейные – от 0 до 10;
- производственные – от 0 до 8;
- межличностные — от 0 до 4.
Интернальность здоровья и болезней
Достаточно любопытная оценочная шкала. Результаты тестирования в этом разделе демонстрируют позицию человека в отношении его собственного здоровья.
Чем большее количество баллов набирает опрашиваемый, тем ответственнее он относится к состоянию своего организма. Люди, показывающие высокие результаты по этой оценочной шкале, в жизни регулярно посещают медицинские кабинеты, делают прививки, занимаются профилактикой простудных болезней. Иными словами, полностью контролируют состояние собственного здоровья и испытывают уверенность в том, что оно полностью зависит от их действий.
Соответственно те, кто демонстрирует в рамках данной шкалы низкие результаты, не имеют привычки связывать собственный образ жизни с наличием или отсутствием заболеваний. Эти люди предпочитают не посещать врачебные кабинеты без острой необходимости, не делают прививок и в целом не проявляют заботы о собственном и чужом здоровье. Они вполне способны выйти на рабочее место с температурой, кашлем и насморком и заразить всех окружающих. Им свойственна позиция «само пройдет», лекарствами такие люди предпочитают не пользоваться.
Разброс оценочного критерия по этой шкале составляет от 0 до 4 баллов.
Автор:
Источник
Источник: