Главной целью использования критических технологий мышления является обучение человека самостоятельному и осмысленному использованию: во-первых, учебных материалов, а во-вторых, других информационных источников. Авторами таких технологий являются педагоги из Америки: Курт Мередит, Чарльз Темпл и Джинни Стил.
Мыслить критически
В России методы и технологии критического мышления используются примерно с середины девяностых. В основу технологии заложена концепция диалогии культуры В. Библера и М. Бахтина, исследования по психологии Л. Выготского и других, а также педагогика на основе сотрудничества Ш. Амонашвели. Так что же подразумевает технология критического мышления?
Этот способ мысли означает: независимость и свободу, а также аналитику, оценку и рефлексию. Подразделяется он на три стадии:
- Стадия вызова — это постоянное пополнение уже имеющегося запаса знаний и проявление интереса к получению актуальной информации, а также постановка человеком своих собственных целей учения.
- Стадия осмысления — это добыча новых знаний и внесение поправок в поставленные ранее цели обучения.
- Стадия рефлексии — это глубокие размышления и погружение в себя, дабы получить высшее знание и еще одна постановка обновленных задач.
Вызов знаний
Работа учителя во время этой стадии применения технологии развития критического мышления прежде всего предназначена для вызова у обучаемого тех запасов знаний, которые уже имеются в наличии у последнего, а также приведение этих знаний в активное состояние и пробуждение желания работать над собой в дальнейшем.
Обучаемый же должен отыскать у себя в памяти те знания, которые касаются материала, что он изучает. После идет систематизация информации до момента получения нового материала. Он задает вопросы, на которые желает заполучить ответы.
Возможным методом тут является создание списка уже имеющейся на данный момент информации:
- рассказ — это предложение по «словам-ключам»;
- графическая систематизация полученных знаний (всяческие таблицы, списки и т.п.);
- поиск верных и ошибочных утверждений.
Все данные, что были получены на стадии вызова знаний, внимательно выслушиваются, идет их запись и дальнейшее обсуждение. Вся работа может проводиться как индивидуально, так и при наличии пары или даже группы.
Осмысление данных
На этой ступени методов технологии критического мышления преподавательская деятельность идет на поддержание здорового интереса к теме при помощи совместной работы с новым информационным блоком, а также ступенчатое движение вверх от полученных данных к более актуальным.
В это время ученик слушает или читает текст, пользуясь активными способами прочтения (пометки на полях или записи в журнал) по мере поступления новых кусков информации.
Наиболее доступным на этом этапе является метод активного чтения, с маркировкой на полях. Кроме того, необходимо искать новые ответы на вопросы, что были поставлены еще в предыдущей фазе.
Рефлексия и размышления
Тот, кто обучает на этой ступени, должен возвратить ученика к изначальным записям, для того чтобы актуализировать данные. Необходимо также предоставить творческую и исследовательскую работу на основе уже пройденного материала.
Учащемуся следует сопоставить полученную недавно информацию с той, что была дана изначально, пользуясь данными с предыдущей ступени.
Из методов и приемов применения критических технологий тут стоит отметить заполнение табличек и кластеров данными. Кроме того, необходимо установить причинно-следственные связи среди всех полученных знаний. Поможет в этом возвращение к ключевым выражениям, а также верным и неправильным утверждениям. Главной задачей является нахождение ответов на вопросы. Занятие творчеством и организованные дискуссии по теме также являются хорошими инструментами.
Во время рефлексии проводится анализ и творческая обработка, вместе с сопоставлением всех полученных данных. Возможна как индивидуальная, так и парная или групповая работа.
Перечень критических технологий
«Инвентаризация» является составлением порядка из уже полученной информации. Ученик делает записи об известной ему теме. После идет совмещение старых данных с новыми и дополнение их.
«А вы верите в …?» — это своего рода игра в правильные и неправильные утверждения. Во время фазы вызова ученик выбирает правильные ответы из тех, что предложил учитель на заданную тематику и проводит ее описание. На следующей фазе они делают проверку верности изначального выбора.
«Слова-ключи» — обучающий произносит эти слова, по которым ученик должен понять тему урока или же определенное задание.
«Толстые вопросы» — это вопросы по типу «Поясните, почему…?», «Зачем вы так подумали…?», «Чем отличаются…?», «Сделайте предположение, что случится, если…?» и тому подобные.
«Таблица ЗЖУ» — составление собственной таблицы учеником по типу «Знаю — желаю знать — уже получил информацию».
ИНСЕРТ и Зигзаг
Прием критических технологий под названием «Инсерт» — это маркировка своего текста с информацией определенными значками по мере его изучения.
Это интерактивная, размечающая система для эффективного чтения и размышлений. Возможные варианты маркировки своего текста:
- V — уже знаю это;
- + — что-то новенькое;
- — — считаю иначе, не соглашусь с этим утверждением;
- ? — не ясно, остались вопросы.
«Зигзаг» же представляет собой работу с текстом в группе. Происходит получение знаний и оптимизация больших объемов материала, для чего информация делится на отрывки по смыслу для того, чтобы студенты обучали друг друга. Естественно, отрывков данных должно быть ровно столько же, сколько и учеников находится в группе.
Источник: